Выполнено за одну ночь
СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА ВОЛГОДОНСКА
(КАРКАС для НАПОЛНЕНИЯ)
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальность проблемы.
Краткий анализ.
Конкурентные преимущества города.
Проблемы, препятствующие развитию.
Опорные точки развития города: Атомная индустрия; Туристический бизнес; Логистический центр.
План действий администрации города.
Приложения:
Историческая справка о городе.
Географическое положение города.
Демографическая ситуация в городе.
Аналитический отчет о социально-экономическом развитии города.
Инвестиционный паспорт города.
Долгосрочные целевые программы.
Механизм реализации стратегии в:
v демографии;
v экологии;
v финансовой сфере;
v энергетике;
v транспортной инфраструктуре;
v базовой промышленности;
v малом и среднем бизнесе;
v сельском хозяйстве;
v образовании;
v социальной сфере;
v внешнеэкономической деятельности;
v экологии;
v в сфере муниципального управления.
Система индикаторов экономического развития.
Проекты нормативных документов, которые необходимо разработать и ввести в действие.
Планы развития предприятий города.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
В условиях административной системы бывшего СССР существовало директивное планирование показателей экономического и социального развития городов на основе общесоюзных социальных нормативов и межотраслевого баланса экономики. За годы социально-экономических реформ система централизованного планирования местного развития оказалась практически демонтированной.
Вместе с тем, в последние годы потребность в определении целей и путей развития города становится все более очевидной.
Принципиальной установкой «Стратегии развития города Волгодонска» является то, что она ориентирована не на вмешательство в экономику города, а на создание условий для ее свободного развития. Поэтому главной целью Стратегии является создание качественной городской среды,понимаемой как совокупность благоприятных условий для жизни населения и деятельности хозяйствующих субъектов.
Благоприятные условия для жизни населения - это возможность полноценной занятости, получение высоких и устойчивых доходов, доступность широкого спектра социальных услуг, соблюдение высоких экологических стандартов жизни.
Благоприятная предпринимательская среда рассматривается как комплекс юридических, налоговых, организационных и прочих условий, стимулирующих сохранение и развитие хозяйственной деятельности в различных формах.
Стратегия основана на реалистичном анализе условий и ресурсов развития города. У города есть ресурсы, рациональное использование которых позволит дать мощный импульс развитию. К ним, в частности, относятся возможности эффективного управления муниципальной собственностью, активизации участия предпринимательского сообщества и общественных организаций в жизни города.
Стратегия становится продуктом «общественного согласия», основанном на поддержке всего городского сообщества и является своего рода «мини - конституцией» города, определяющей:
для местных властей - основы текущего планирования;
для горожан, включая местных предпринимателей, - перспективы жизни и работы в данном городе;
для внешних инвесторов, включая иностранных - инвестиционные перспективы.
КРАТКИЙ АНАЛИЗ
При реализации стратегии развития города Волгодонска в период подготовки России к вступлению в ВТО необходимо очень осторожно и грамотно оценить ситуацию, складывающуюся на всем мировом рынке, а не только в Ростовской области и России.
В условиях международной интеграции и распределения сфер деятельности невозможно развивать все сферы экономики в отдельном городе – необходимо определить приоритетные конкурентно-способные направления.
Основная задача стратегии развития города создать ситуацию, при которой бизнесу будет выгодно инвестировать в объекты социально-культурного назначения, так как они станут составной частью инфраструктуры бизнеса.
Стратегия не должна ограничиваться по срокам, но должна иметь этапы реализации – 2015г. 2020г. в рамках данных сроков необходимо более детально проработать все расчеты.
За основу достаточно взять три базовых направления, в которых город имеет естественные конкурентные преимущества.
АТОМНАЯ ИНДУСТРИЯ
ТУРИСТИЧЕСКИЙ БИЗНЕС
ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ГОРОДА
Анализ внешних и внутренних условий развития города позволяет определить ряд конкурентных преимуществ, которые необходимо учитывать при формировании стратегии развития города.
К таким преимуществам относятся:
1 АТОМНАЯ ИНДУСТРИЯ
наличие крупных промышленных предприятий, выпускающих уникальную продукцию;
развитая транспортная сеть (автомобильная, железнодорожная, водная, авиа), обуславливающая возможность дальнейшего развития транспортного узла;
обеспеченность трудовыми ресурсами высокой степени квалификации и возможности их воспроизводства;
развитая образовательная система (особенно - высшее образование), позволяющая готовить квалифицированные кадры;
высокий научный потенциал города, позволяющий выполнять научные разработки как прикладного, так и академического характера;
наличие свободных производственных площадок;
наличие энергетических и водных ресурсов;
обширные внешнеэкономические связи.
2 ТУРИСТИЧЕСКИЙ БИЗНЕС
выгодное географическое положение;
развитая транспортная сеть (автомобильная, железнодорожная, водная, авиа), обуславливающая возможность дальнейшего развития транспортного узла;
историческая привлекательность территории;
наличие национальных и культурных особенностей населения.
3 ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
выгодное географическое положение;
развитая транспортная сеть (автомобильная, железнодорожная, водная, авиа), обуславливающая возможность дальнейшего развития транспортного узла;
наличие свободных производственных площадок;
обширные внешнеэкономические связи.
ПРОБЛЕМЫ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ
Проблемой для развития сельскохозяйственного направления, является близкое расположение АЭС, поэтому сосредотачивать усилия на его развитии не целесообразно.
Проблемами закрепления молодых кадров на предприятиях города является:
- не возможность получить жильё;
- отсутствие перспективы карьерного роста;
- слабое развитие транспортного сообщения между городом и миром;
- низкая заработная плата.
Тормозом для развития тяжёлого – атомного машиностроения является несоразмерная стоимость электроэнергии.
Проблемой развития транспортной инфраструктуры является отсутствие достаточного для развития водного порта, аэропорта и ж\д сообщения пассажирского и грузового потока.
ОПОРНЫЕ ТОЧКИ РАЗВИТИЯ ГОРОДА
1. АТОМНАЯ ИНДУСТРИЯ
Волгодонск во времена СССР позиционировался, как атомград и сейчас настало время реализовать данную стратегию, так как по сложившейся практике распределения технологий:
- Россия и Волгодонск значительно лидируют в атомных технологиях;
- для развития промышленности во всех странах мира требует электроэнергия и АЭС пока не имеют альтернативы;
В развитие данной стратегии требуется:
обучение специалистов – атомщиков и МИФИ готово создать «Международный центр подготовки специалистов»;
для сервисного обслуживания АЭС во всех странах мира необходим специализированный «Международный сервисный центр АЭС», который будет выполнять гарантийное и профилактическое обслуживание и Волгодонск, где живут строители АЭС и обучаются специалисты по обслуживанию АЭС, должен занять лидирующее место на данном рынке;
предприятия города изготавливают практически полный ассортимент комплектации для АЭС и город, помогая данным предприятиям должен занять достойное место в рыночном распределении труда.
Таким образом - одна из миссий Волгодонска – международный атомный центр.
Детали определить и проработать на совместной группе в составе:
- РоАЭС;
- МИФИ;
- Предприятия, занимающиеся атомной тематикой;
- Предприятия - партнеры по развитию атомной тематики;
- Органы власти и общественность города.
2. ТУРИСТИЧЕСКИЙ БИЗНЕС
Данный бизнес позволяет:
- не нарушать экологию территории;
- увеличить грузопотоки по транспортным системам города, повысив тем самым их доходность и привлекательность для инвесторов (аэропорт, порт и Ж/Д)
- создать рабочие места для молодых специалистов с хорошей зарплатой и перспективой карьерного роста;
- увеличить поступления в бюджет города;
- помочь прилегающим районам в их развитии.
Одновременно инвесторы, получая гарантированный объем дохода, будут заинтересованы в строительстве и развитии:
Ø гостиниц;
Ø медицинских учреждений для туристов;
Ø объектов культуры и досуга;
Ø малых предприятий по народным ремеслам и сфере услуг;
Ø художественных мастерских;
Ø дегустационных залов Цимлянских вин.
Ø организации аэротакси, вертолетных и водных экскурсии и т.п.
В результате бизнес снимет нагрузку на городской бюджет в части инвестиций в культуру, медицину и прочие социальные объекты, возможно даже в благоустройство города и периметра Цимлянского моря.
Парки города станут рентабельными и благоустроенными.
В производство изделий национального творчества и сувениров можно привлечь пенсионеров, лиц с ограниченной трудоспособностью и школьников.
Детали определить и проработать в совместной группе в составе:
- Международные туристические фирмы;
- Представители бизнеса города и районов;
- Органы власти города и районов.
3. ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
Территориальное расположение и предпосылки развития транспортной инфраструктуры позволяют создать на территории города Логистический центр, который позволит:
- организовать современную систему товарооборота сельскохозяйственной и прочей продукции города и прилегающих районов;
- увеличить грузопотоки по транспортным системам города, повысив тем самым их доходность и привлекательность для инвесторов (аэропорт, порт и Ж/Д)
- создать рабочие места для молодых специалистов с хорошей зарплатой и перспективой карьерного роста;
- увеличить поступления в бюджет города;
- помочь прилегающим районам в их развитии.
Детали определить и проработать на совместной группе в составе:
- Представители бизнеса города и районов;
- Органы власти города и прилегающих районов.
ПЛАН ДЕЙСТВИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА
Достичь номинальных показателей:
- численность населения города 250т. чел.
- средняя зарплата 30т. руб.
- бюджет города 8 млрд. руб.
Создать схему финансовых отношений, при которой бизнесу будет выгодно инвестировать в социальные объекты и благоустройство города, тем самым снизив нагрузку на городской бюджет
Содействовать развитию крупного бизнеса, конкурентного на мировом рынке и способного создать условия для закрепления молодых кадров.
Подписать с концерном «Росатом» генеральное соглашение о создании в городе инвестиционных площадок:
«Международный центр подготовки специалистов»;
«Международный сервисный центр АЭС».
Подписать с администрацией области и главами прилегающих районов генеральное соглашение о создании в городе инвестиционной площадки – «Туристический центр востока области».
Подписать с администрацией области и главами прилегающих районов генеральное соглашение о создании в городе инвестиционной площадки – «Логистический центр востока области».
Решить на федеральном уровне проблему стоимости электроэнергии.
Инициировать создание городского венчурного фонда.
Ввести в действие необходимые нормативные документы